Программа развития МКОУ «Новокаякентская СОШ» определяет пути и основные направления развития школы на период с 2022 года по 2026 года.
Программа разработана на основании нормативно-правовых документов: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», конвенции о правах ребенка, указов президента Российской Федерации, Постановлений правительства РФ, Федеральных государственных образовательных стандартов, устава школы.
Целью программы является создание условий для обеспечения повышения качества образования, посредством обновления содержания образования, профессионального и личностного роста педагогов, внедрения современных образовательных технологий, способствующих саморазвитию и самоопределению каждого ученика.
В задачи программы входит:
1. Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.
2. Привлечение молодых специалистов.
3. Совершенствование методов и технологий реализации образовательного процесса для успешной социализации детей, формирования различных компетенций, формирование функциональной грамотности.
4. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.
5. Создание условий для всестороннего развития учащихся во внеурочной деятельности.
6. Создание условий обучения и воспитания детей с ОВЗ.
7. Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса.
Программа развития состоит из трех этапов:
Первый этап (2022 год) – аналитико-проектировочный:
- Анализ результатов реализации предыдущей Программы развития (2016-2021 гг.);
- Внедрение обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Второй этап (2023 -2025 годы) – реализующий:
- Реализация мероприятий плана действий Программы;
- Продолжение внедрения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.
- Реализация образовательных и воспитательных проектов.
-Нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития;
-Осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов.
Третий этап (январь – июль 2026 года) – аналитико-обобщающий:
- Итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий;
- Анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы;
- Обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий; -
- Определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития школы.
Школа укомплектовано педагогическими кадрами. Педагогический коллектив школы включает в себя 73 человека. Преподавание ведется по всем предметам. Из них высшее образование имеют 62 учителя, среднее профессиональное –11.
30 педагогов имеют высшую квалификационную категорию,
26 педагогов имеют 1-ю категорию.
2 педагога имеют звание «Заслуженный учитель РД»,
4 педагога имеют звание «Почетный работник общего образования РФ»,
7-награждены нагрудным знаком «Отличник образования РД»,
1 учитель – победитель Гранта Главы Республики Дагестан.
В целях координации действий педагогического состава школы и планирования методической работы в школе действует 8 методических объединения; 100 % педагогических работников прошли курсовую подготовку за последние три года. Средний возраст составляет 45 лет.
Численность учащихся составляет 941 человек. В школе сформировано 44 классов-комплектов. Занятия проводятся в одну смену.
На протяжении ряда лет коллектив показывает стабильные результаты. Качества в целом составляет более 40%. Успешно проходит итоговая аттестация в 9-х и 11-х классов. Материально-техническая база пополняется в школе, имеются компьютерные кабинеты. Работает типовая столовая, которая обеспечивает горячим питание 395 учащихся. Имеется спортивный зал, спортивная площадка.
Открытость и доступность информации о школе информирование родителей и общественности обеспечивается не только через информационные стенды, но и через сайт школы.
Реализация поставленных задач в рамках этого модуля осуществляется в форме проектов «Современная школа» и «Учитель будущего»
1. Обеспечен качественный переход на ФГОС СОО, ООО на основе принципа преемственности. В ходе реализации программы отмечается рост показателей сдачи ЕГЭ.
2. В 2021 -2022 уч. году школа выпустила 4 медалиста. 77 обучающиеся 9 класса успешно прошли государственную итоговую аттестацию. Успеваемость по школе по результатам ОГЭ составила 100%. Все выпускники получили аттестаты об образовании. 8 ученицы 9-х классов получили аттестат с отличием.
3. Школа является пунктом проведения ОГЭ и ЕГЭ.
4. Доля победителей и призеров ВСоШ : 9 победителя, 23 призеров муниципального этапа, 1 ученик является победителем регионального этапа олимпиады по избирательному праву.
Увеличилось количество учащихся, использующих образовательную платформу Сферум, Учи.ру, Я-класс, РЭШ и другие электронные учебно-образовательные порталы.
Увеличилось доля педагогических работников прощедших переподготовку и повышение квалификации через дистанционные курсы, мастер-курсы, мастер-классы, вебинары.
Реализация поставленных задач в рамках этого модуля осуществляется в форме проекта «Успех каждого ребенка»
Увеличилось число обучающихся, включенных в проектную и исследовательскую деятельность до 10 человек. В этом году ученица нашей школы в научной конференции молодых исследователей «Шаг будущее» заняла 1 место на муниципальном этапе.
Число обучающихся, являющихся победителями и призерами конкурсов различной направленности муниципального этапа - 25 учеников, зональных и республиканских конкурсов-5. Победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников - 28.
Учащиеся принимают активное участие в онлайн-проектах «Проектория», «Билет в Будущее»-сотредничество с техниччским колледжем им Ашуралиева.
Модуль «Информационно–образовательная среда школы» осуществляется в форме «Цифровая школы»
В школе функционирует Центр дополнительного образования детей и взрослых «Точка Роста», оснащенный современным оборудованием. В Центре проводятся занятия, как основного общего образования, так и дополнительного. В своей работе учителя используют имеющиеся программы по всем предметам, широко применяя ИКТ технологии, учебные видеофильмы, компьютер. Проводятся уроки с использованием информационных технологий.
Реализация модуля «Воспитание здоровой культурно-нравственной личности» осуществляется в форме проекта «Здоровьесберегающая среда» и «Социальная активность»
Сохранение и укрепление здоровья школьником – один из главных вопрос развития современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение укрепления их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровья человека – важный показатель его успеха.
Создается внутренняя среда школы, обеспечивающая здоровьесберегающий характер образовательного процесса.
1. Разработаны и внедрены курсы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.
2. Реализуется модуль «Дорожная безопасность» в курсе «Окружающий мир» (1-4 классы).
3. Проводится мониторинг здоровья учащихся.
4. Разработан единый «Календарь здоровья», лежащий в основе плана воспитательной работы каждого классного руководителя.
Разработаны программы мероприятий по повышению культуры здорового образа жизни.
Вовлечение детей и молодежи в позитивную социальную деятельность, рост числа патриотических настроенных молодых граждан; приобщение наибольшего количества обучающихся к здоровому образу жизни.
В течение отчетного периода родители были привлечены к участию в проведении классных и общешкольных мероприятий:
• Походы и экскурсии.
• Акции - «Посади дерево», «Юные инспектора дорожного движения», «Школа –территория здоровья», «Я помню, я горжусь!», «Армейский чемоданчик», акция по раздаче средств индивидуальной защиты в общественном транспорте.
• Спортивные соревнования по парашютному спорту (ЮНАРМИЯ).
Общий охват детей школы дополнительным образованием:
Школьные творческие объединения: 579 учащихся
Социальными партнерами МКОУ «Новокаякентская СОШ» являются:
Администрация МР «Каякентский район»
МКУ «Управление культуры и искусства» Каякентского района
МКУ «ДДТ» Каякентского района
Районная библиотека
Школа искусств Каякентского района
ДЮСШ
МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – 2026
Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами:
1) школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации;
2) выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования;
3) в школе существует/действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации, адекватная потребностям времени;
4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;
5) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив;
6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения;
7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой;
8) школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов;
9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования;
10) школа востребована потребителями и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг.
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2026
Учитывая все вышеизложенное, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога:
1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;
2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;
3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;
4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;
5) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;
6) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;
7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;
9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;
10) сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;
11) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА – 2026 года.
Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и ориентирована на его готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство потребностей и способностей выпускника.
Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности.
Выпускник должен обладать следующими чертами:
1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире;
2) прочные знания по основным школьным предметам обучения;
3) способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе;
4) владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей;
5) готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках;
6) вести здоровый образ жизни гражданин России может принести своей стране практическую пользу;
7) умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира;
8) уважительное относиться к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой;
9) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, простраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;
11) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.
Ожидаемые результаты
Новая модель позволит оптимизировать процесс управления, повысить
уровень профессиональной мобильности педагогов, расширить информационно-образовательное поле всех участников образовательной деятельности, что в целом приведет к повышению качества и доступности общего образования.
МИССИЯ ШКОЛЫ – создание школы гармоничного развития, способной удовлетворить потребности ВСЕХ участников
образовательной деятельности и социального заказчика - государства.
А миссией руководителя школы – создание благоприятных условий , чтобы каждый ученик и каждый учитель приходили в школу с большим удовольствием и получали удовлетворение от своего труда.